Общее·количество·просмотров·страницы

среда, 17 июля 2013 г.

Мои кумиры. Выставка "прерафаэлиты: викторианский авангард" и книга "Поэтический мир прерафаэлитов"

Я ждала эту выставку очень давно, больше года. Изучала интернет на предмет какой-либо информации и даже просилась в волонтеры - делать что угодно лишь бы быть ближе к прекрасному.
А когда 11 июня наконец-то произошло торжественное открытие выставки, включала новости на каждом канале и жадно смотрела кадры репортажа, с нетерпением ожидая, когда сама, своими глазами увижу все картины. И вот...





В 1848 году молодые художники, студенты королевской академии художеств объединились в тайное общество и назвали его немного нелепо - "Братством прерафаэлитов". Они выступили против систематического обобщения правил в официальном искусстве (к середине XIX века сформировался своего рода "канонический набор" - почти обязательный полумрак на картинах, треугольная композиция...) и подражания классическим образцам. Это видно из названия группы - "прерафаэлиты" - скорее искусство "до рафаэлитов", эпигонов Рафаэля.
С первых же выставок полотна, "убивающие" все картины вокруг и подписанные тремя загадочными буквами PRB (Pre-raphaelite brotherhood) всколыхнули артистические круги - их (особенно религиозные сюжеты) называли отвратительными, пошлыми, скандальными...
Путь к признанию прерафаэлитам открыла английская литература - Шекспир, Китс, Теннисон. На выставке можно найти и "Ариэля, обманывающего Фердинанда" ( по "Буре"), и "Марианну" из "Меры за меру" и многих других.

На выставке картины расположены не в хронологическом порядке, а по сюжетам - Природа, Утопия, Спасение, поэтическая живопись, образы прошлого, красота. Поэтому тем, кто знает о прерафаэлитах немного, я бы советовала начать осмотр с "Благовещения" Россетти и двигаться дальше по кругу. И пользоваться брошюркой, которые можно получить вместе с входным билетом.
выставки, проходящие в основном здании музея имени Пушкина (помимо прерафаэлитов там еще выставлены 11 картин Тициана) привлекают очень много посетителей, поэтому готовьтесь в большим очередям, особенно в длинный день работы музея. Лучше всего приходить открытию - народу много, но есть возможность подойти поближе к картинам. Я заметила, что некоторые рассматривают их так же как импрессионистов, отойдя на несколько шагов, но я советую не отказывать себе в удовольствии подойти поближе и рассмотреть детали - картины прерафаэлитов созданы именно для детального осмотра. Хотя викторианские  критики отчасти были правы - иногда картина настолько тщательно выписана, что я ловила себя на мысли что вместо того чтобы подумать о нелегкой доле женщины на содержании ("Проснувшийся стыд" У. Х. Ханта), я рассматриваю ее красивую индийскую шаль с пестрым рисунком.
На самом деле, если уж отбросить искусствоведческий тон, то я поражаюсь до сих пор как можно было добиться такого цвета и блеска - это при том что я не раз читала о процессе создания картин - и про палитры, и про краски и белый влажный грунт. Репродукции, даже самые качественные, все равно не идут ни в какое сравнение с настоящими картинами.
Кстати, очень непривычно было видеть те самые картины, о которых я писала столько статей и диплом, и еще магистерскую диссертацию - многие мне представлялись больше или наоборот меньще чем они есть на самом деле.
Первой на моем пути была как раз "Се раба господня" (она же "Благовещение") Россетти. Я наверное минут пять смотрела, потом выдала "Она настоящая...". Мне так показалось, по крайней мере. 
Во второй раз я пошла на выставку со своим артбуком и томиком прерафаэлитских стихов - у них живопись и поэзия очень тесно связаны, поэтому читать стихотворение и рассматривать ту или иную картину - это идеальное время препровождение. Но со стихами не получилось - как я уже говорила, народу много. Зато в артбук я внесла несколько заметок :)

И да, про книгу.
 "Поэтический мир прерафаэлитов" - издание приуроченное специально к выставке в ГМИИ им. Пушкина. Сборник поэзии прерафаэлитов (Данте Габриэль и Кристина Россетти, Джон Рескин, Уильям Моррис, Элизабет Сиддал) и их современников (Теннисона, например).
Особенная ценность сборника состоит в том, что многие из стихов ранее на русский не переводились и это, пожалуй, первая книга где показан этот самый диалог живописи и поэзии.
Плюс ко всему это билингва (для тех кто захочет насладиться именно оригинальным звучанием), качественная печать и хорошие иллюстрации.
Еще к выставке был, разумеется издан каталог (но когда я была на выставке он уже был распродан) и выпуск журнала "Иностранная литература" (который я понятия не имею где найти).

И да, еще чуть-чуть о выставке (в надежде заинтересовать рукодельниц) - небольшая (но это не значит, что менее впечатляющая) часть экспозиции посвящена движению искусств и ремесел, участники которого делали акцент на вещах ручной работы. На выставке представлены гобелены, буфет "дамы и звери", и (если не путаю) образцы обоев. 
Одним словом, лучше хотя бы один раз увидеть :)

Выставке посвящен целый сайт - http://pre-raphaelites.artguide.ru/

1 комментарий:

  1. Инстраграмм являться самой популярной площадкой для продвижения своего бизнеса. Но, как показывает практика, люди еще чаще подписываются на профили в которых уже достаточное количество подписчиков. Если заниматься продвижение своими силами, потратить на это вы можете очень много времени, потому гораздо лучше обратиться к специалистам из Krutiminst.ru на сайт http://auwefc.co.uk/

    ОтветитьУдалить