Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 1 сентября 2011 г.

Детство. Отрочество. Юность

30 августа в саратовском музее им. Радищева открылась выставка "Детство. Отрочество. Юность". Вернее, первая ее часть, в которую вошли произведения русского (до XX века) и зарубежного искусства.
Как я уже говорила, зимой мне удалось попасть на столичный вариант выставки и потому на открытие я шла с некоторым опасением. Честно говоря, я до сих пор даже не могу решить, понравилась мне выставка или нет.
В московской выставке "Детство. Отрочество. Юность" приняли участие 12 зарубежных и 8 российских музеев (в том числе радищевский, кстати). Думаю, не имеет смысла говорить, что детская тема была представлена ярко и максимально полно: начиная с эпохи Возрождения (в это время появился интерес к человеческой личности и в том числе к детям) и заканчивая современными работами. Еще на втором курсе мне довелось читать книгу Филиппа Арьеса "Ребенок и семейная жизнь при старом порядке" было очень интересно  посмотреть как история детства нашла отражение в искусстве. И вот что мне особенно почему-то понравилось - не было привычного разделения на русское и зарубежное искусство и развески в хронологическом порядке.

Саратовская выставка, конечно, скромнее: залы исторического здания радищевского музея, помимо "родных" украсили экспонаты из собрания хвалынского и вольского филиалов и из ГМИИ им. Пушкина. Тот факт, что пушкинский музей предоставил 35 картин не может не радовать - знаменитый московский музей предъявляет высокие требования и сотрудничает далеко не со всеми провинциальными музеями. Но выставка все равно получилась какой-то блеклой и неинтересной. Что касается живописи, на мой скромный взгляд, это было просто собрание детских портретов, портретов с детьми, жанровых сцен и аллегорий. Но не более того.
А вот графика, расположившаяся в двух маленьких залах, напротив впечатлила и показалась наиболее выразительной часть экспозиции. Особенно рисунки Боголюбова и Петрова-Водкина, созданные ими в детстве (боюсь ошибиться, но кажется в возрасте 11 лет).
В общем, могу сказать, что я ожидала, если не чего-то большего, то качественно другого.

Традиционно самые запомнившиеся работы под катом.


В. А. Голынский "Дети в лесу" (из Собрания СГХМ)
Яркий пример того, что картины нужно смотреть в оригинале, а не в виде репродукции. Потому что это изображение почти совсем не передает яркий колорит картины.
По содержанию - жанровая картина в духе академизма и товарищества передвижных выставок. По колориту очень мне напомнила творения прерафаэлитов.
Франсуэ Гюбер Друэ младший. Девочка с собачкой (ГМИИ)

 Питер де Хох. Больное дитя (ГМИИ)

Франсуа Лемуан. Аллегория Живописи (ГМИИ)

Фердинанд де Бракелер. Пойманный воришка (ГМИИ)

неизвестный художник. Портрет Е. Д. Обресковой. (СГХМ)
В детстве (да и до сих пор) удивляло как так может быть что художник изобразил такую реалистичную девочку, но при этом нарисовал такие ненастоящие цветы

И. Е. Репин. Портрет Нади Репиной (СГХМ)
Картина которая по праву считается одним из шедевров в собрании Радищевского музея. Когда я была на Московской выставке "Детство. Отрочество. Юность", было приятно (не скрою) видеть, что портрету Нади Репиной посетители уделяли особенно много внимания.
Липшюц (?). Портрет Е. А. Юрьевич с сыном Николаем. (СГХМ)
Портрет очень выделяется на фоне других своей пестротой (мне кажется тут даже что-то от лубка есть) и не совсем профессионален. Если посмотреть портрет на экспозиции, создастся ощущение что герои картины вот-вот упадут из рамы (так мне, по крайней мере казалось в детстве). Но все равно, что-то в нем есть притягательное.
 Запомнившиеся скульптуры, представленные на выставке, я к сожалению продемонстрировать не могу. Скажу только, что при всем моем прохладном отношении к этому виду искусства (исключение - работы Огюста Родена и Камиллы Клодель) нашлась статуэтка, которая меня впечатлила. это изображение Евы с детьми, созданное на императорском фарфоровом заводе во второй половине XIX в.  Причем удивил меня по большей части именно сюжет: обычно Еву изображают в сцене грехопадения или изгнания из рая. А вот с Каином и Авелем я увидела впервые.

Теперь надо дождаться 8 сентября, когда откроется вторая часть выставки. где можно будет увидеть фотографии и прозведения совеского искусства.

Комментариев нет:

Отправить комментарий